Гарбузенко Виктор

Гарбузенко Виктор

Ковалер ордена "За заслуги перед Отечеством"

Самым большим своим достижением считаю, если кто-то из моих учеников решает связать свою жизнь с небом

 

    Генерал-майор Виктор Григорьевич Гарбузенко - военный летчик первого класса, кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени. 22 года отдал истребительной авиации Противовоздушной обороны страны.

    Первый мой самолет Як-18, на нем я в аэроклубе ДОСААФ в 1956 году налетал 40 часов 43 минуты. Нас научили взлетать, садиться, выполнять в зоне сложный пилотаж. В девятой авиационной школе первоначального обучения летчиков нас научили летать по маршруту, а зимой на Як-18 устанавливались лыжи.

    После седьмого класса хотел поступить в Рижское мореходное училище. Но не прошел медицинскую комиссию из-за маленького роста. А к десятому классу дорос до летчика.

    У летчика трудовой книжки нет, вся его служба в лётной книжке. В нее заносится все: лётная характеристика, когда и на каком самолете летал, сколько времени был в воздухе, допуски к видам полётов. Бывает открою свою летную книжку, перелистну, и захлестнут воспоминания, словно личный дневник читаю.

    Летчик первого класса не тот, кто носит знак 1 класса, а кто пролетал всю жизнь и остался жив. В течение года в авиационных катастрофах гибло много лётчиков. Авиационная техника была не такая совершенная, как сейчас. Самолет мог находиться в воздухе немногим более часа, заканчивалось топливо. Нас учили лётчики, принимавшие участие в воздушных боях в Великую Отечественную войну. Летал я два года на самолёте Як-18, два года на МиГ-15 бис, пять лет на МиГ-17, десять лет на самолёте Су-9, четыре года на Су-11, был инструктором на самолётах Ути МиГ-15, Су-7у, Су-9у. Очень сложно было обучать лётчиков на самолёте Су-9у ночью в сложных метеоусловиях. На нём не было перископа, и после прохода ближнего привода из задней кабины полосу не было видно.

    Главное правило при управлении самолетом - четко выполнять требования инструкции лётчику по технике пилотирования. Они кровью летчиков-испытателей написаны задолго до нас. Был у меня товарищ в Черниговском училище, спали на соседних койках. Мы много выполняли полётов на полигоне, стреляли из пушек на МиГ-17 по наземным целям. Снаряды были с трассёрами, и было видно, куда они летят. Но смотреть за попаданием снарядов запрещено, так как не хватит времени и высоты для вывода самолёта из пикирования. Мой товарищ из полёта не вернулся.

    Техника может подвести, тогда у лётчика должна сработать интуиция. Отлетавший определенные часы самолет отправлялся на ремонтный завод на плановый ремонт. Как-то приехал я за своим «железным товарищем» Су-9 после капитального ремонта на ремзавод в Воздвиженку, что в Приморье. Предстояло перегнать самолёт на аэродром, 10-й участок под Хабаровском. Принял самолёт, облетал и, не производя посадку, взял курс на свой аэродром. Все системы работали исправно, только в кабину шёл дым с запахом керосина и гидросмеси. Набрал высоту 11 000 м, на табло загорелась лампочка «пожар». Подо мной тайга и Сихотэалинский хребет, отвернул самолёт влево, вправо. Дыма за мной нет. После посадки и выключения двигателя лампочка погасла. Была вина ремзавода. Но в полёте все время ожидал взрыва самолёта. 

    Самолеты постепенно становились совершенней. Но суть лётной службы не менялась - поднимайся в небо, четко выполняй задание, береги технику. Мне пришлось освоить аэродромы Дальнего востока, аэродромы Кричев, Хотилово, Моршанск, Астрахань, Насосная, Кюрдамир, Красноводск. После окончания лётной работы служил в Брянске, Алма-Ате, Челябинске, в Хабаровске был начальником штаба противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа, начальником штаба 11-ой отдельной армии ПВО. Закончил службу начальником факультета АСУ Военной инженерной радиотехнической академии им. Л.А. Говорова.

    Мне сейчас восемьдесят лет. Но я всё равно не расстаюсь с небом. Живу в с. Таврово, учу летать ребят в клубе сверхлегкой авиации «Академия-Авиа». Года два назад поднимался на сверхлегком самолете «Бекас». Если кто-то из моих учеников решает связать свою жизнь с небом, считаю это самым большим своим достижением и победой.