Чурилов Юрий

Чурилов Юрий

Герой Советского Союза

Полковник Юрий Чурилов: “Управлять самолётом вертикального взлета – всё равно, что пытаться удержать шарик на острие иглы”

  Полковник Юрий Иванович Чурилов — советский и российский офицер, Герой Советского Союза, первым из строевых лётчиков освоил взлёт с коротким разбегом с земли. Он командовал 311-м отдельным корабельным штурмовым авиаполком ВВС Краснознамённого Тихоокеанского флота, самолёты вертикального взлёта которого базировались на тяжёлых авианесущих крейсерах «Минск» и «Новороссийск».

  Самолёт я впервые увидел, когда мне было лет пять. Помню, были мы с друзьями на речке, стояли, раскрыв рты, а высоко в небе пролетели три самолета - один ведущий, два ведомых. В этом было что-то нечеловеческое, словно небожителей увидел. Зрелище  произвело на меня неизгладимое впечатление. Когда школу закончил, хотел поступать в авиационный техникум. Осталось, значит, где-то в подкорке желание приобщиться к плеяде небожителей. Пока мне не объяснили, что авиационный техникум готовит не летчиков, а специалистов для авиастроительства.

  В  авиацию попал совершенно случайно. После школы устроился работать на Воронежский авиазавод и однажды, проходя мимо военкомата, увидел объявление о наборе на курсы пилотов. Написал заявление,  нас таких 112 человек нашлось. А медицинскую летную комиссию прошло всего восемь курсантов,в том числе и я.

  Тогда таких лётчиков в стране было меньше, чем космонавтов. Я был 22 летчиком, который летал на ЯК- 38 со взлетом и посадкой по вертикали.У меня никогда не возникало желания стать кем-то другим. Может, потому, что всегда чувствовал себя на своем месте. Авиация построена на романтике, а за ней стоит адский труд. Я говорил и повторю сейчас: авиация – это наркотик, стоит только раз это проглотить, уже не сорвешься с крючка.

  Первый полет, как вдох и выдох. Все прошло на одном дыхании. Разгон скорости около двухсот километров в час, отрыв, крен, набор высоты. Новизна во всем. Я просто сидел, держался за ручку управления самолетом и созерцал небо, все делал за меня инструктор. Шесть лет служил под командванием  замечательного человека и настоящего профессионала – полковника  Алексея Шимутина, это время стало настоящей школой молодого бойца. Дед, так звали за глаза полковника Шимутина, никому не давал поблажки и учил личным примером, как нужно выполнять сложные лётные задания в тяжёлых погодных условиях. «Деду» было тогда 43 года. Управлять самолётом вертикального взлета – всё равно, что пытаться удержать шарик на острие иглы. Одно неверное движение рулей, и столб огня, на который опирается аппарат, выйдет из повиновения, погубит машину. Первое время даже конструкторам многое было неясно в новой технике.

  Мне повезло-в моей жизни было две любви, две стихии: небо и вода. Но море все равно было связано с авиацией, мы же летали на самолете над водой. Мои сослуживцы по крейсерам «Новороссийск»  и «Минск» очень тепло нас принимали, делили с нами радости и беды. Моряки были готовы для летчиков сделать все. У нас была одна сплоченная команда. До сих пор встречаемся раз в год в Москве. Когда знаешь, что огромный коллектив нацелен на выполнение общей задачи - это дает моральную и физическую поддержку.

  Наверное, нет такого лётчика, у которого бы не случались внештатные ситуации. У меня их было три. Первая произошла над Атлантикой: при заходе на посадку отказали подъёмные двигатели. Самолёт стал падать, и нам пришлось катапультироваться. Вторая – на Дальнем Востоке: в двигатель попали птицы, но мне удалось посадить машину. А в третий раз чуть было не сыграл злую шутку человеческий фактор: механики забыли законтрить гайку после техосмотра. К счастью, всё обошлось. Летчик должен быть подготовлен к полету не только профессионально, но и морально. Практика показывает, что полет нужно продумать, прокрутить в своей голове.

  Первая моя награда - Орден «За службу Родине в вооруженных силах» III степени. Им был награждён за выполнение задач боевой службы при переходе крейсера «Минск» из Черного моря на Тихоокеанский флот. То, что мы попали в другие климатические условия, немедленно сказалось на эксплуатации самолета. Наши техники целыми днями пропадали на палубе, чтобы добиться устойчивой работы двигателей. Это была адская работа в прямом смысле слова. Полетная палуба изготавливалась из металлоасбеста. Потом мы производили замеры: на высоте одного метра в тропиках температура воздуха достигала 70 градусов выше Цельсия.  По палубе, как по раскаленной сковородке, можно было ходить только в специальных тапочках, иначе получишь ожоги.

  Думаю, большинство людей, которые удостоены звания Героя, не воспринимают награду как свое личное достижение, а видят в ней заслугу всех. В моём случае заслуги матросов, офицеров, сотрудников конструкторского бюро. Тогда все работали для выполнения поставленной задачи. Заправка топливом, кислородом, раскрутка вертикали, поддержание самолета в техническом состоянии - это  огромный труд всего коллектива.

  Человек не бабочка-однодневка, он живет с перспективой на будущее. А чтобы это будущее создать, нужно оставить след в настоящем.  Я воспитан на том, что в первую очередь важен человек труда. В людях ценю профессионализм, порядочность, доброту, желание оказать поддержку.

  Рассказывать молодёжи о Героях нужно начинать с тех людей, которые им знакомы или живут по соседству. Например, у многих липчан на слуху имя Михаила Васильевич Водопьянова, жителя Липецка, Героя Советского Союза. По его книгам, считай, произошло становление полярной авиации,  отрабатывалась методика полетов на Севере. Герой Российской Федерации Иван Андреевич Флеров родом из села Двуречки Липецкой области. Это первый командир  отдельной экспериментальной батареи «Катюш», по сути, он открыл эру реактивной артиллерии. В этом селе, кстати, родилось пять героев: четыре Героя Советского Союза и один Герой России. Герои проявляли себя с лучшей стороны, но никто из них не задумывался, что он совершает подвиг. Все эти люди проявляли героизм не ради себя. Они спасали своих товарищей, гражданское население.

  В нынешнее непростое время, когда вопрос о коллективизме, чувстве плеча как-то отошел на второй план, пример Героев – это показатель того, что человек живет не ради себя, он живет для своей страны.

  После выхода в отставку Юрий Иванович Чурилов много лет был директором государственного архива Липецкой области. Он возглавляет Липецкое региональное отделение «Российской Ассоциации Героев». Кроме мероприятий, направленных на защиту прав и интересов членов ассоциации, активно занимается сохранением памяти военнослужащих, кому посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза и Российской Федерации, осуществляет социально-экономическую поддержку семей погибших и умерших Героев.