Бариев Радик

Бариев Радик

Герой Российской Федерации

Генерал-майор Радик Абрарович Бариев: «В авиации «свадебных генералов» не бывает»

 

  Заслуженный лётчик-испытатель, Радик Абрарович Бариев - выпускник знаменитой «Качи» - Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Кавалер четырех медалей и ордена Красной Звезды, Герой Российской Федерации. На испытательской работе с 1991 года. С 2002 года возглавляет лётно-испытательный центр ГЛИЦ имени Чкалова в Ахтубинске.

  Я вырос в семье военного. В том, что продолжу традицию отца, я никогда не сомневался. А лётчиком мечтал быть с 5-го класса и никогда не изменял этой мечте. Лётчик-испытатель - это профессия неизведанности. Она тем и интересна, что сталкиваешься всегда с чем-то новым. Бывают моменты, когда понимаешь, что нет предела совершенству и человека, и техники.

  Из моей семьи на фронты Великой Отечественной ушли дед и три его брата. Из них вернулся домой только дед. Самому младшему из братьев было 18 лет, он погиб в Берлине 2 мая 1945 года.

  Экстремальных ситуаций в практике было более десятка. При испытании новой техники внештатные ситуации - обыденность. Помню, мне было 24 года, испытывал МиГ-29. Тогда отказало рулевое управление, с земли поступила команда прыгать. Но как я брошу любимый самолёт? Посадил. За время службы подобных случаев было немало.

  Для каждого лётчика-испытателя мемориальный комплекс «Крыло Икара» – это святое место. На нем записано 52 фамилии тех, кто не вернулся из полётов.

  Звездой Героя наградили за успешный пуск ракеты с самолёта Су-30МКИ в момент выполнения штопора. Всегда, когда заходила речь о сверхманёвренности, подчёркивалось ее практическое значение. Но до этого никто в мире не применял оружия во время подобных манёвров. Нам удалось. Потом этот приём взяли на вооружение многие асы. За время службы я освоил и испытал несколько десятков типов и модификаций самолётов.

  Козыри у отечественной авиации, конечно, есть. И их немало, но о них не стоит говорить, а то они перестанут быть козырями.

  Россия - единственная страна, которая делает самолёты с управляемым вектором тяги, то есть с поворачивающимися двигателями. Такая машина может повисать в воздухе, крутиться как волчок, делать сальто-мортале.

  Сегодня я провожу в небе не меньше времени, чем раньше, ибо убеждён, что в авиации «свадебных генералов» не бывает. С годами перегрузки даются все труднее, поэтому после полётов необходима обязательная реабилитация. Два часа в день обязательно провожу на тренажёре, и в общем-то, физической формой своей доволен. Доктора сказали, что лет на десять меня еще хватит.

  Удивительной воли и самоотдачи человек, Радик Абрарович Бариев и по сей день остаётся в «воздушном» строю. Ему есть, что рассказать поколению будущих лётчиков.